Почти половина студентов и профессоров технических вузов не понимают, что такое интеллектуальная собственность

В Москве продолжает работу восьмой ежегодный Профессорский форум «Наука и образование: стратегии развития»

фото: Почти половина студентов и профессоров технических вузов не понимают, что такое интеллектуальная собственность

© Российское профессорское собрание

В рамках форума состоялось пленарное заседание, организовано более 20 научно-отраслевых и тематических секций на площадках Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Российской академии образования, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российского университета дружбы народов имени П. Лумумбы и др.

Современный вуз просто обязан, в рамках своих полномочий и в силу особого статуса в обществе, переводить знания в продукты и технологии, интегрироваться с инженерным образованием, постоянно доказывать свою востребованность реальным сектором экономики. Об этом шла речь на секции «Вектор развития высшего образования: стратегия и тактика», которая работала 19 ноября в Москве, в Общественной палате РФ.

Как сообщил в рамках доклада «Тренды регистрации объектов промышленной собственности университетами» директор Федерального института промышленной собственности Олег Неретин, статистика участия образовательных организаций в создании продуктов интеллектуальной деятельности оставляет желать лучшего. В 2024 году только 355 из 1 тыс. вузов подали 6 537 заявок на регистрацию изобретений. А количество действующих патентов в РФ по состоянию на 31 декабря 2024 года составило 246 тыс. Для сравнения: в Японии документировано 2 млн действующих патентов, в Южной Корее – 1,5 млн, в Германии – 1 млн.

Социологическое исследование показало, что среди преподавателей и студентов технических вузов 42% «что-то слышали об интеллектуальной собственности, но подробностями не владеют». А почти 10% респондентов и вовсе не знают, что это такое. Кроме того, по мнению Олега Неретина, отечественные вузы свою интеллектуальную собственность не умеют использовать.

Как подчеркнул председатель Российского профессорского собрания (РПС), заместитель секретаря Общественной палаты РФ, доктор юридических наук Владислав Гриб, мы сидим на огромном богатстве – интеллектуальной собственности. «Да, именно сидим, потому что не умеем ее засчитать как редкоземельные труднодобываемые ценные металлы. Это огромнейший потенциал для развития университета. Надо менять правовое сознание наших юристов, руководителей в данном направлении».

Научиться использовать интеллектуальный капитал, научить защищать его на всех уровнях – другая задача. По словам выступающего, «сегодня только 1% из 100% полезных идей доводится до этапа коммерциализации… То, о чем сейчас мы говорим, это невероятный арсенал для наращивания бизнеса. Все эти меры окупаются очень высокой рентабельностью нематериального ресурса». Фокус на коммерциализацию технологий, на развитие внутренней политики университетов в этой сфере, чрезвычайно важен, подытожил глава РПС.

Согласно информации, которой поделился профессор Президентской академии, генеральный секретарь Национального центра спортивного арбитража Игорь Понкин, документы стратегического планирования США, Великобритании и других государств, недружественных России, буквально пестрят терминами «технологическое превосходство» («интеллектуальное доминирование, лидерство» и пр.) в военной области. А вовсе не «дружба народов», не «гуманизм». Китай создает «технологическую подушку» под свое будущее развитие. У нас же зачастую «создаются цифровые пузыри» и «зарабатываются гранты» там, где другие страны прибегают к управлению перспективными технологическими проектами. И не просто «проектируют», а программируют эти проекты с прописанными наперед деньгами на их реализацию, акцентировал участник секции.

Как написал в своих мемуарах 36-й президент США Линдон Джонсон, после 4 октября 1957 года, когда СССР запустил первый искусственный спутник Земли, «небо казалось почти чужим…». Пришло время наверстать наши успехи в космосе, на суше, в освоении морских богатств, отметили эксперты.

Как подчеркнула заместитель директора Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ Ольга Пятаева, количество результатов интеллектуальной деятельности (РИД), правообладателем которых выступает университет, а также доходы от распоряжения правами на них, являются свидетельством практической значимости научных проектов.

Основатель и генеральный директор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов напомнил, что интеллектуальная собственность не просто ассоциируется с увеличением активов организации, ростом ее доходов, капитализации, сокращением налогов. «Сегодня нематериальные активы выступают самостоятельным продуктом, который может удвоить объем выручки в течение трех лет», – подытожил исследователь.

На протяжении семи лет Профессорский форум доказывает, что является неоценимой интеллектуальной площадкой, где собираются ведущие представители отечественной науки, образования, бизнеса, общественного сектора. Выводы, к которым приходят участники, уже неоднократно оценивались обществом как социально полезные и актуальные.

Каждую осень, начиная с 2018 года, форум становится важным событием в жизни страны. В его рамках обсуждаются как вопросы науки и образования, так и глобальные вызовы и задачи, стоящие сегодня перед Россией.

В этом году Профессорский форум стартует 18 ноября и продлится три дня. Среди 8 тематических (наряду с 22 научно-отраслевыми) на форуме представлены такие секции, как «Вектор развития высшего образования: стратегия и тактика», «Лучшие практики университетов в воспитании молодежи», «Аккредитационный мониторинг: проблемы и перспективы», «Наукометрическая оценка научной деятельности: проблемы и перспективы», «Цифровая среда. Управление интеллектуальной собственностью в университетах», «Совместное заседание общественных советов при Рособрнадзоре, Минпросвещения России и Минобрнауки России», «Секция президентов университетов»,

Среди ключевых тем форума – «Воспитание историей», «Взаимодействие с реальным сектором», «Кооперация науки и бизнеса: международные аспекты», «Искусственный интеллект в науке и образовании», «Реализация стратегии научно-технологического развития государственными научными центрами РФ», «Цифровизация – плюсы и минусы», «Искусственный интеллект и безопасность», «Инновационный проектный офис как элемент инновационной инфраструктуры вуза», «Интеллектуальная собственность на блог образовательной организации», «Творчество в условиях цифровизации», «Объекты промышленной собственности в сфере физической культуры и спорта на примере НГУ им. П.Ф. Лесгафта» и др.

Научно-отраслевые секции: «Биологические науки», «Государственное и муниципальное управление», «Искусствоведение и культурология», «Исторические науки», «Математические науки», «Медицинские науки», «Педагогика и подготовка педагогических кадров», «Политические науки», «Рекреация и туризм», «Сельскохозяйственные науки», «Теология», «Технические науки» и др.

Комментариев пока нет.


Leave a Reply

Пользовательское соглашение

Опубликовать