Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

В условиях цифровой экономики происходит постоянный рост наукоёмкости новых разработок и производственных решений, они всё чаще становятся мультидисциплинарными. Соответственно, растёт спрос на инженерные кадры, обладающие качественно новыми компетенциями. Предприятия испытывают дефицит квалифицированных кадров, владеющих широким спектром актуальных навыков, в том числе предпринимательских, способностями к постоянному самообучению, умением концентрироваться на решении конкретных проблем и задач, а не на пассивном накоплении академических знаний.

Всё это требует обновления концепции инженерной деятельности и инженерного образования. При этом востребованность компетентных инженерных кадров крайне высока.

На рынке востребованы специалисты разных направлений –  инженеры, конструкторы, технологи, и ни одна отрасль не может похвастаться достаточным кадровым обеспечением. Поэтому концепция инженерного образования должна меняться комплексно, вне зависимости от специализации. В этой статье мы разберём проблематику текущего варианта инженерного образования на примере строительной отрасли, в частности, архитектурно-строительного проектирования.

На сегодняшний день Градостроительный кодекс РФ требует, чтобы в штате каждой проектной организации присутствовало не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования. При этом они должны быть зарегистрированы в Национальном реестре специалистов. Регистрация в реестре подразумевает, что у специалиста есть высшее образование в области строительства, стаж работы в проектной организации не менее 3 лет, общий трудовой стаж по профессии от 10 лет и действующее повышение квалификации в профильной области.

Ключевой момент в подготовке и профессиональном развитии инженера – это подход к повышению квалификации. Традиционный подход предполагает, что специалист проходит повышение квалификации по своей узкой, отраслевой, специальности. Более современный и, если можно так сказать, комплексный вариант, подразумевает повышение квалификации в контексте развития всего комплекса ключевых навыков инженера.

Программы подготовки, которые были разработаны Национальным объединением проектировщиков и изыскателей и использовались образовательными учреждениями, носили, в основном узкоспециализированный характер. Наиболее комплексной, соответствующей потребностями повышения квалификации инженеров была и остаётся программа «Организация подготовки проектной документации», но и у неё есть свои недочёты.

В первую очередь эти недочёты объясняются тем, что программы повышения квалификации формировались до создания отраслевых профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты разрабатывались в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ

«О независимой оценке квалификации», они описывают, что должен знать и уметь инженер-проектировщик, трудовые функции и трудовые действия специалиста, требования к образованию и опыту практической работы.

В целом в повышении квалификации специалистов инженерного профиля можно выделить четыре базовых направления: профессиональные компетенции, организация процесса подготовки проектной документации, обеспечение экономической эффективности проектных решений, навыки взаимодействия с заказчиками.

Совокупность требований к профессиональному развитию инженеров явным образом говорит, что учебные программы для специалистов должны постоянно обновляться, учитывать не только изменения в законодательстве и нормативной технической базе, но и появление новых технологий в проектировании, а также новых бизнес-стратегий. Также возникает потребность в постоянном обновлении отраслевых знаний, узкой прикладной специфики для каждой конкретной специальности. И всё это естественным образом создаёт необходимость к внедрению модели непрерывного инженерного образования, аналог которой уже действует в сфере здравоохранения.

В чем же принципиальное отличие непрерывного инженерного образования от существующей модели повышения квалификации? Сейчас специалист обязан повышать квалификацию один раз в 5 лет. Это формализованное требование, которое не учитывает темпы развития технологий и практик. Технологии могут появляться или видоизменяться ежегодно, практики тоже постоянно обновляются. Инженеру жизненно необходимо постоянно поддерживать профессиональный уровень. За 5 лет важная часть знаний может банально потерять актуальность.

Смысл системы непрерывного инженерного образования заключается в ежегодном обновлении знаний. При этом повышение квалификации включает в себя в первую очередь полноценную теоретическую часть, а также участие в отраслевых мероприятиях, круглых столах, семинарах и конференциях.

Непрерывное образование подразумевает активное вовлечение специалиста в развитие компетенций. Специалист ежегодно обновляет теоретические знания, как касающиеся изменений в законодательстве и нормативах, так и затрагивающие вопросы эволюции технологий, отраслевых практик и подходов к проектной деятельности. Это – фундамент всей системы, позволяющий поддерживать и развивать квалификацию. Теоретическая подготовка вносит существенный вклад в общий балльный рейтинг специалиста и является обязательной.

Кроме того, специалист получает зачётные баллы за посещение определенных выставок, участие в вебинарах, семинарах и профессиональных форумах, выступление с тематическими докладами и публикацию профессиональных статей. Каждый вид активности оценивается в то или иное количество баллов. За отчётный период, который может составлять те же 5 лет, инженеру необходимо постоянно обновлять теоретическую базу, а также набрать определённое количество дополнительных баллов за другие виды деятельности. При выполнении этого условия проводится итоговая аттестация. Успешное прохождение аттестации означает, что специалист выполнил требование о повышении квалификации.

Похожая система непрерывного образования успешно действует в здравоохранении. В сущности, это не желательный, а совершенно необходимый вариант для специалистов во многих профессиональных областях. Не зря ведущие мировые эксперты в области обучения говорят о переходе от традиционного высшего образования к постоянному обучению в течение всей жизни.

Екатерина Мурзинцева, генеральный директор АНО ДПО «Дистанция» (www.l-distance.ru), председатель комитета по образовательной деятельности Национальной палаты инженеров (www.npirf.ru). 


Также мы оказываем услуги удаленно через Интернет https://udalenka.comprayexpress.ru : сможем почистить компьютер от вирусов и ошибок, установить программы, Скайп, офис, антивиру...

С тем, что бесконтрольная замена препаратов иммуносупрессии может нанести вред пациенту, согласился главный внештатный специалист трансплантолог Минздрава Рос...

Практически каждый собаковод скажет, что самостоятельная дрессировка собак может быть сложнее, чем воспитание ребенка, так как человеку хотя бы можно объяснить, ...

На пике популярности сайта он его продал и использовал средства, чтобы начать разработку проекта, который в конечном итоге стал известен как Brand Protocol.Сринавакун п...

Сегодня в Казахстане более 23 000 вакансий — по статистике поисковой системы GorodRabot.kz, в марте этого года 95% казахстанских работодателей готовы нанять специали...

Также занималась в вокальном ансамбле «Райдуга», там мы танцевали и пели.. Всё это её жизнь.Музыка — её кислород. В 2017 году записала свою первую автор...

Поисковая система вакансий в Беларуси GorodRabot.by выяснила, какую работу ищут белорусы в 2021 году.Эксперты GorodRabot.by проанализировали запросы пользователей портала с 1 ...

Например, бывает требуется помощь в решении задач по математике или нужно посоветоваться с хорошим врачом.. С ростом числа успешно завершенных заказов будет раст...

Именно поэтому так важно осознанно выбирать направление для учебы и работы.. При этом 44% опрошенных хотели бы продолжать карьеру в выбранной области и намерены по...

Конечно, дети и так должны помогать родителям, но уж если государство и общество считают, что пожилым не так уж много нужно, почему молодое поколение должно считат...

Leave a Reply