КБГУ принял участие в обсуждении культурного кода национального этноса

В рамках взаимодействия с Государственным Эрмитажем и Российским этнографическим музеем Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова с рабочим визитом посетили заведующая отделом этнографии восточной, юго-восточной и центральной Ев

КБГУ принял участие в обсуждении культурного кода национального этноса

В рамках взаимодействия с Государственным Эрмитажем и Российским этнографическим музеем Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова с рабочим визитом посетили заведующая отделом этнографии восточной, юго-восточной и центральной Европы Российского этнографического музея, доктор культурологии, профессор кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна Наталья Калашникова и руководитель отдела новых поступлений Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Марина Блюмин.

6 сентября в культурно-образовательном центре «Эрмитаж – Кавказ» КБГУ искусствоведы из Санкт-Петербурга прочли лекции студентам вуза.

Наталья Калашникова рассказала об использовании в традиционных костюмах народов Евразии декора из металла и стекла, возрастных кодах в костюмах народов России и элементах в одежде народов Евразии.

«Мы приехали в Кабардино-Балкарский госуниверситет по приглашению директора центра «Эрмитаж-Кавказ» Альберта Саральп. Мне как преподавателю, профессору петербургского университета интересно было поговорить со студентами КБГУ о предмете, которым я всю жизнь занимаюсь, – о народном костюме. Я знаю, с каким трепетом на Северном Кавказе относятся к этому вопросу. Но мне хотелось рассказать студентам КБГУ, что и петербуржцы бережно относятся к традиционным костюмам. В Российском этнографическом музее Северной столицы представлена огромная кавказская коллекция. Костюм подчеркивает не только внешний вид, но возраст, и благосостояние человека», 

– прокомментировала ученый-искусствовед Российского этнографического музея.

С не меньшим интересом студенты слушали лекцию Марины Блюмин об истории формирования музейной коллекции Эрмитажа.

Также ребята с удовольствием посмотрели фильм «Спорт в советском фарфоре», снятый к выставке коллегами Государственного Русского музея.

На следующий день, 7 сентября, в арт-центре Мадины Саральп прошел круглый стол «Кавказ в XXI веке. Народный костюм в контексте культурного кода: традиции и современность».

Помимо гостей из Санкт-Петербурга, участниками диалога стали специалисты из Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгеи, Чечни, которые занимаются изучением народного костюма.

От Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова в заседании круглого стола приняли участие заместитель директора института архитектуры, строительства и дизайна Фатима Канокова, директор колледжа дизайна Алим Канлоев и зав. кафедрой факультетской терапии Медакадемии Мурат Уметов.

С приветственным словом к присутствующим обратилась проректор по НИР КБГУ профессор Светлана Хаширова:

«Тема сохранения культурного кода через народные костюмы, вынесенная на обсуждение, очень важная. Надеюсь, что это мероприятие будет развиваться, чтобы мы действительно могли передать нашим будущим поколениям имеющиеся ценности и традиции родной культуры. Хочу пожелать всем успешной работы, новых интересных идей в деле сохранения национальной культуры и духовности».

О структуре музейных коллекций в Государственном Эрмитаже, о месте костюма в структуре музейных фондов сообщила Марина Блюмин.

Наталья Калашникова рассказала о народных ремеслах и промыслах в контексте современных фольклорно-этнографических фестивалей России.

В мир традиционного костюма ногайцев сквозь призму ювелирных украшений, в частности женских нагрудных украшений, участников круглого стола погрузила зам. директора ИАСиД КБГУ по НИР Фатима Канокова.

Модератор встречи, кандидат искусствоведения, доцент Майкопского государственного технологического университета Нафисет Кидакоева говорила об особенностях традиционного костюма западных адыгов конца 19-го – начала 20-го века, в частности о самобытном адыгском девичьем кафтанчике и его внедрении в современные коллекции.

Удивление и восторг присутствующих вызвала коллекция образцов вышивки современных национальных узоров, используемых в том числе в подиумных костюмах, которую привезла дизайнер модного дома FIRDAWS в г. Грозном Селина Усманова. Как отметила дизайнер, при FIRDAWS действует школа моды и дизайна, в которой искусству вышивки обучают молодежь, а затем лучших мастериц отбирают себе другие модные дома.

Все об особенностях сценического костюма, формах народного костюма на сцене знает заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, преподаватель Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У. Х. Тхабисимова Светлана Шхалахова.

Заслуженный работник культуры России и Северной Осетии, директор творческой мастерской по изготовлению национальной одежды Изольда Гогичаева доложила о своем вкладе в дело сохранения традиционного костюма как культурного кода.

Доктор медицинских наук, профессор Мурат Уметов пояснил, почему национальный костюм адыгов является частью этнокультурного кода здоровья. У народов Северного Кавказа был культ тонкой талии. И в мужском, и в женском костюме она подчеркивалась поясом, что имеет сакральный смысл. Как позже подтверждено медицинскими показаниями, тонкая талия помогает избежать сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также репродуктивных нарушений.

В завершение круглого стола руководитель арт-центра, художник-модельер Мадина Саральп продемонстрировала, как можно использовать национальный принт в качестве яркой детали в образе и тем самым моментально обозначить свой культурный код.

Мадина Саральп поблагодарила всех участников за интересную беседу и выразила надежду на дальнейшее общение и взаимодействие.


Leave a Reply